Самый лучший способ для определения потенциала чего-либо необходимо произвести сравнение того что есть с неким эталоном или образцом
Воспользуйтесь ТЕСТОМ для определения потенциала своего отдела продаж.
Это не займет много времени, зато Вы сможете самостоятельно определить зоны его развития, буквально и конкретно.
Но это не все, мало понять проблему и это у нас очень хорошо получится, намного сложнее их решать.
Хотя и это не правда, если сделаете следующее:
1. Составьте список проблем на основании пройденного теста:
а). ….
б). ….
с). …. и т.д.
Список, который получился и есть план изменений.
2. Каждый пункт списка распишите на подробные мероприятия с указанием сроков и ответственных.
3. Поставьте задачи ответственным и контролируйте выполнение.
4. Добейтесь выполнения от сотрудников ровно на столько на сколько необходимо - это самое сложное.
5. Пройдите тест через 3 месяца проделанной работы.
6. Воспользуйтесь методикой PDCA.
ГОТОВО
Как легко и быстро оценить уровень своего отдела продаж - очень просто, а именно:
- пройти по каждому пункту Чек-листа и зафиксировать соответствие или нет определения, приведенного ниже, по отношению к Вашему отделу продаж.
Компания, товар, услуг
- У компании есть уникальные конкурентные преимущества.
- Сотрудники знают уникальные конкурентные преимущества компании, могут рассказать о нем.
- Клиенты знают уникальные конкурентные преимущества.
- Ваша компания предоставляет клиенту не только товар, но и дополнительный сервис.
- Сотрудники знают товар/услугу компании на «отлично».
- Клиенты хорошо осведомлены о вашем товаре/услуге.
- Товар/услуга компании обладает постоянным качеством, а компания стабильным сервисом.
- Сотрудники верят в адекватность цены на товар/услугу компании.
Процесс продажи
- За последнее время (год-два) объем продаж вашей компании постоянно увеличивается.
- За последнее время (год-два) у бизнеса появились совершенно новые направления, новые стратегические партнеры.
- В компании есть маркетолог или сотрудник, который выполняет данные функции.
- Есть четкий и подробный план маркетинга.
- Существует описанный процесс продажи.
- Ваша компания пропагандирует активные продажи (сотрудники ищут клиентов, а не ждут, когда они придут сами).
- У вас есть стандарты продаж/правила ведения переговоров с клиентами.
- Разработаны шаблоны коммерческих предложений клиенту.
- У вашей компании существуют отличные рекламные материалы.
- Рекламных материалов достаточно для осуществления продаж менеджерами.
- Сотрудники не оставляют потенциальных клиентов как бесперспективных, по их мнению, а ведут с ними переговоры и поддерживают отношения постоянно.
- Процесс продажи контролируется руководством и/или специально выделенным сотрудником (количество звонков, рассылки и др.)?
Цель и план продаж
- Вы хорошо знаете, в чем отличие цели от плана продаж.
- В вашей компании есть цель продаж.
- Цель ваших продаж достаточно амбициозна, ее сложно достичь.
- Цель продаж утверждена на год, квартал и на месяц.
- Распределена по клиентам и по товарам.
- Общая цель продаж разбита по личным целям каждого сотрудника отдела продаж.
- В вашей компании есть план продаж.
- Вы знаете воронку продаж своих сотрудников.
- Ежедневные действия сотрудников связаны с выполнением цели и плана продаж, вы это оцениваете и контролируете.
Клиенты
- В отделах продаж и маркетинга есть четкое понимание рынка (b2b, b2c), групп своих клиентов (каналы и сегменты продаж).
- В вашей компании существует описание целевого клиента, с описанием знакомы все сотрудники.
- В компании определен стандарт развития клиентов (по каналам и по сегментам).
- В компании организована работа по определению потенциала клиента и его развитию.
- Существующие клиенты анализируются и классифицируются по какому-либо параметру (объем продаж, дебиторская задолженность, лояльность или др.).
- Все мероприятия, которые проводит ваша компания, четко связаны с рынком ее действия (b2b, b2c) и целевым клиентом.
- Существуют методы повышения лояльности клиентов (конкурсы, дополнительные мероприятия, поздравления и др.) и они активно используются.
- Ваша компания уделяет большое внимание своей товаропроводящей сети и продумывает мероприятия по повышению лояльности ее сотрудников (например, конкурсы для торговых представителей/менеджеров и др.).
- Ваша компания не только продает товар, но и предлагает своим клиентам систему работы со своим товаром (то есть и методику продвижения и продажи товара). Оказывается помощь в развитии вторичных продаж.
- Вы продумываете информационные потоки для своей товаропроводящей сети (например, рассылка для дистрибьюторов или др.).
- В компании регулярно измеряется удовлетворенность клиентов.
Клиентская база вашей компании
- Ведется клиентская база.
- В вашей компании существует сегментация клиентской базы.
- Клиентская база находится в прямом доступе у руководителя отдела продаж.
- Клиентская база фиксируется в специальной программе учета взаимоотношений с клиентами (CRM).
- Содержит информацию о бывших, существующих и потенциальных (тех, с которыми ведутся переговоры в настоящий момент) клиентах.
- Зафиксирована информация о дне рождения каждого вашего клиента.
- В вашей компании существует список всех потенциально возможных клиентов.
- Существует разграничение клиентской базы по какому-либо принципу (функциональному / ассортиментному / географическому и др.).
- Ведение клиентской базы учитывается в заработной плате менеджера по продажам (например, заработная плата начисляется только по тем клиентам, которые занесены в клиентскую базу).
- Существуют правила по ведению клиентской базы и занесению в нее информации.
- Руководитель отдела продаж периодически проверяет ведение клиентской базы.
Сотрудники
- В вашей компании существует отдел по работе с персоналом или специалист, ответственный за данную работу.
- У вас стабильный коллектив.
- Руководитель отдела продаж работает в компании более 1 года.
- Он включен в процесс взаимодействия с клиентами.
- В компании существует профиль компетенций для каждой должности (в отделе продаж).
- Профиль компетенций составлен, опираясь на корпоративную культуру компании (ценности, правила, установки), особенности выполняемых должностных обязанностей, особенности деятельности компании.
- Существует система подбора сотрудников (сроки, этапы, методы).
- В вашей компании ведется потенциальная база кандидатов для каждой должности.
- Проводится оценка эффективности подбора персонала (источники поиска, методы отбора, др.).
- Существует система адаптации сотрудников (сроки, этапы, учебный план и т.д.).
- Проводятся обучающие мероприятия для сотрудников.
- Есть система оценки и аттестации сотрудников (сроки проведения, этапы, методы оценки знаний и навыков, корректировка системы обучения, определение зоны развития, др.).
- В компании существует система материальной мотивации сотрудников.
- Есть система нематериальной мотивации сотрудников.
- Вы можете похвастаться системой развития персонала (сроки, этапы, учебный план, оценка и т.д.).
- Сформирован кадровый резерв (для отдела продаж).
- Проводятся мероприятия по развитию сотрудников (собрания, беседы, анкеты, журналы).
- Ваши сотрудники прекрасно знают, что такое цикл продаж и умеют его использовать в реальной ситуации работы с клиентом.
- Сотрудники постоянно проходят обучение по продажам.
- Они верят, что продать можно, что угодно и кому угодно, и это зависит не от внешних факторов (цена, условия и др.), а от внутренних факторов (их желания и умения продавать).
- Вы можете назвать свой отдел продаж «слаженной командой».
Конкуренты
- В вашей компании существует список реальных и будущих конкурентов.
- Вы знаете, какую долю на рынке имеют ваши основные конкуренты.
- Осуществляется сбор информации о конкурентах (деловая активность, число сотрудников, регионы, группы потребителей и др.).
- Конкуренты анализируются и классифицируются по какому-либо параметру (активные / потенциальные, по товару, сбыту, цене, коммуникации или др.).
- Существует информация о сильных и слабых сторонах ваших конкурентах.
- В вашей компании собрана информация о целях и стратегиях ваших конкурентов.
Делаем ВЫВОДЫ:
В том случае, если ответы положительны – сохраняем достигнутое и усиливаем.
В том случае, если ответы отрицательное – фиксируем области для развития. Необходимо взять каждый из пунктов и отработать его до смены полюса оценки.
Поделиться с друзьями: