Основные функции отдела закупок в компании
- Приобретение нужного товара по наименьшей закупочной цене.
- Поддержание нормы оборачиваемости запасов.
- Обеспечение своевременного поступления товаров и комплектующих на склад.
- Обеспечение качества товара и гарантий от поставщиков.
- Выбор надежных поставщиков.
- Обеспечение взаиморасчетов с поставщиками.
- Активное взаимодействие с другими отделами компании.
- Снижение расходов на логистику.
- Поддержка информации о товарах и обеспечение полноты данных.
Мотивация менеджера по закупкам
Самое наихудшее, что можно встретить – это фиксированная система оплаты труда, которая встречается довольно часто.
Менеджер по закупкам может и должен оказывать влияние на следующие основные показатели:
Себестоимость товара
- Менеджер должен работать над снижением закупочных цен и оптимизацией транспортных расходов.
Оборачиваемость товара
- Менеджер должен работать по оптимизации товарного остатка и закупке высоко-оборачиваемого товара.
Количество неликвидов, брака, возвратов
- Менеджер должен предотвращать образование неликвидов, брака путем активной работы с поставщиками, маркетингом и продажами.
Выполнение плана закупок
- Менеджер должен иметь согласованный план закупок и продаж по каждой товарной категории с детализацией до наименования. План должен быть согласован с поставщиком, выполнен и получен бонус за выполнение плана поставщика.
Получение коммерческих условий
- Менеджер должен вести работу над улучшением коммерческих условий в работе с поставщиком, они должны быть сопоставимы или лучше условий, которые вы предоставляете своим покупателям или клиентам.
Получение дополнительных инвестиций от поставщиков в виде бонусов и маркетинговых средств
- Менеджер должен вести работу с поставщиком, таким образом, чтобы тот принимал максимальное участие в развитии продаж своих товаров и развитии совместного бизнеса.
Именно поэтому все показатели системы мотивации должны быть связаны:
- с параметрами, на которые менеджер может реально влиять;
- с параметрами актуальными для конкретной компании;
- с обязательным допущением, что менеджер по закупкам не тратит, а зарабатывает деньги для компании.
Состав мотивации менеджера по закупкам
Оклад, т.е. фиксированная часть заработной платы должна быть, особенно, если мы хотим привлечь на работу грамотного специалиста.
Размер оклада, как и совокупный доход, должны соответствовать рыночным условиям, подход в его определении аналогичен подходу к определению средней заработной платы сотрудника отдела продаж. Его величина должна составлять 50%-60% от совокупного заработка сотрудника.
Переменная часть (паремия, бонус) составляет оставшуюся часть совокупного заработка в размере 40%-50% и выплачиваться при достижении заранее определенных качественных показателей в количестве 3-5 наиболее важных для компании и периода времени, это могут быть:
- Достижение целевого показателя маржинальной прибыли, т.к. себестоимость товара – основной показатель при его расчёте, а закупщик имеет непосредственное влияние на значение себестоимости.
- Оборачиваемость, а точнее достижение целевых показателей по норме оборачиваемости, что будет мотивировать менеджера на оптимальное количество закупаемого товара и предотвратит затоваривание.
- Выполнение плана закупок, будет мотивировать менеджера к правильному планированию, участию в планировании продаж и отладке системы поставок.
- Показатели, характеризующие уровень неликвидного и низко-оборачиваемого товара, мотивируют менеджера на анализ заказываемого ассортимента.
- Показатели отсутствия товаров на складе, будут мотивировать менеджера на предотвращение случаев отсутствия товара на складе.
- Соблюдение нормативов товарного запаса, будут мотивировать менеджера соблюдать баланс между затовариванием и дефицитом товара на складе.
- Соблюдение нормативов по срокам годности товаров на складе, будут мотивировать менеджера к оптимизации сроков поставки и количеству товарных остатков.
- Показатели уровня предоставленных кредитных условий по поставщикам, что должно мотивировать менеджеров на получение оптимальных кредитных условий от поставщиков.
- Получение различных инвестиционных решений от поставщиков, направленных на развитие продаж, должны мотивировать менеджеров на активное взаимодействие с отделом продаж и маркетинга своей компании на создание средств и инструментов, стимулирующих продажи и развитие бизнеса и получение согласований от поставщиков.
- Количество не закрытых рекламаций или процент бракованной продукции, находящейся на складе, должны мотивировать менеджера на активные действия по списанию или согласованию рекламаций с поставщиком и правильное их документальное оформление.
Руководитель отдела закупок в своей переменной части, должен иметь аналогичный набор показателей, агрегированных по отделу.
Пример схемы мотивации менеджера Отдела закупок в файле.
Поделиться с друзьями: