Как оценить качество поставщика - простой, но эффективный инструмент для отдела закупок
Мы привыкли к обсуждению сложностей в организации продаж, взаимодействия с клиентами, усиливающейся конкуренцией, но нам непривычно, что вопросы оценки поставщиков, качества предоставляемого ими сервиса и условий могут быть поводом для дискуссии с самим поставщиком, результатом которой могут стать существенные улучшения в работе с ним.
Простой инструмент может дать возможность оценить поставщиков и определить их значимость для компании.
Для этого необходимо определить десять характеристик поставщика, которые важны именно для вашего бизнеса и занести их в таблицу, а затем оценить каждую характеристику по десятибалльной шкале.
Максимально поставщик может набрать 100 баллов. И в зависимости от итоговой оценки, рассчитанной в процентном отношении от максимально возможного количества баллов, поставщик включается в одну из ABC-групп.
Группировка может выглядеть примерно так:
- Группа А: 100-70%.
- Группа В: 70-40%.
- Группа С: 40-1%.
Далее по такому же принципу необходимо провести ABC-анализ вашей значимости как клиента для каждого поставщика:
Потом необходимо соотнести две таблицы и выделить комбинации, позволяющие сделать анализ и определить план взаимодействия с поставщиками:
Далее необходимо внести результаты группировки в матрицу оценки, где по оси абсцисс отражалась важность клиента для нас, по оси ординат – наша важность для поставщика.
Оценка каждого из поставщиков теперь перед глазами, и в зависимости от позиции поставщика можно решать, как с ним работать:
• Квадрат AA
В примере в него попали поставщики №5 и №6. Это хорошая позиция, поэтому она выделена зеленым цветом. Есть два поставщика в равных условиях, что тоже хорошо: если возникнут сложности с одним, второй станет страховкой.
• Квадрат ВА
Ваша зависимость от поставщика средняя, а для него самого ваша важность как покупателя высока. Это благоприятная позиция для вас.
• Квадрат AB
Выделен красным цветом. Здесь всего один поставщик, важность которого для вас очень высока, но ваша важность для него средняя. При изменении каких-либо условий нет дополнительной страховки. В конечном итоге это повлечет за собой потери и убытки для компании. Необходимо срочно работать над тем, чтобы перевести данного поставщика в категорию AA, где заинтересованность друг в друге будет одинаковой.
• Квадрат BB
Здесь в примере два поставщика. Позиция средняя во всех отношениях, все действия или бездействия безопасны.
• Квадрат СB
Поставщик в этой позиции будет низкой важности для вас, а ваше значение будет средним для поставщика. Для вас опасности нет. В целом нейтральная позиция.
• Квадрат AC
Самая опасная позиция – ваша зависимость от поставщика зашкаливает.
• Квадрат СА
Опасная позиция для поставщика.
• Квадрат BC
Нейтральная позиция для вас, необходимо работать, чтобы перевести поставщика в квадрат ВВ.
• Квадрат СС
Тратить время на таких поставщиков вообще не стоит. Выгоды от них мало. Можно иногда мониторить цены и работать только с очень интересными предложениями.
Система ведения работы с поставщиками на основании их оценки позволяет свести риски к нулю и постоянно контролировать ситуацию.
Данная система легко автоматизируется и зашивается в алгоритм поиска и оценки поставщиков, что существенно повышает эффективность в работе отдела закупок, а значит и компании в целом.
Поделиться с друзьями: